aconite26: (Default)
[personal profile] aconite26
Начала перечитывать "Войну и мир", в переводе на английский. Вполне приличный перевод кстати, Луиз и Эйлмера Мод, тридцатых годов. Переводчики были лично знакомы с Толстым и подолгу бывали в России, это видимо способствует.
Но конечно впечатления, мягко говоря, совсем не те, что двадцать пять лет назад.
Андрей Болконский и Пьер Безухов - они же типа были положительные герои? Но каким образом?:) Ожидалось, типа, что как минимум один из них средней читательнице должен нравиться или хотя бы быть симпатичен? Еще кто-то после этого удивлялся, кажется, "Крейцеровой сонате"? Хм.
А еще я недавно где-то прочитала, что они вроде как оба альтер-эго Толстого, только с разных сторон. Вообще на самом деле прикольная динамика, когда два твоих альтер-эго презирают всех и только друг на друга смотрят с неподдельной симпатией, переходящей в восхищение. (У меня в фике тоже похожая динамика намечается под конец, так что конкретно это мне в общем нравится, да:)

Date: 2016-10-15 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
А мне был симпатичен Пьер - своим чадолюбием. Хотя, конечно, над медведем издеваться нехорошо (и над квартальным тоже)

Date: 2016-10-15 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
мне они оба были симпатичны, центральные положительные герои же:)
вы говорите "был" - а сейчас как?

Date: 2016-10-15 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
А сейчас - я его боюсь. От князя Андрея была и остаётся душевная изжога какая-то...

Date: 2016-10-15 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
Кажется я начинаю понимать реакцию "боюсь". Это вполне логичное продолжение ситуации, когда персонаж привилигерован автором настолько, что все его качества возводятся в какой-то эталон, хотя все общество (тупое, конечно) пытается его мерить своими ущербными мерками (но вообще это я слишком рано пишу, я еще слишком мало перечитала, наверняка я чего-то не учитываю). (Сразу подумала, есть ли читатели, которые боятся Элизабет Беннет - она же тоже такая очень привилигерованная и довольно неконформная героиня).

Душевная изжога - очень полезное выражение, очень даже есть, к чему его применить:)

Date: 2016-10-15 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
Я могу понять толстовское восхищение Пьером, как могу понять крестьянина, восхищающегося статями симментальского быка, или военного в восторге от какой-нибудь пушки. Но этот восторг уместен не тогда, когда бык на тебя бежит с рогами наперевес или пушка катается взад-вперёд, раздавливая людей, аки в "93-ем годе".

Date: 2016-10-15 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] a-nefiodova.livejournal.com
Я видела комментарии от женщин типа "все там мудаки, один Болконский ничего", а по-моему, он главный мудак и есть, если не считать его папаши.

Date: 2016-10-15 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
Как-то так, да:) Прототип папаши вроде дедушка Толстого, если ничего не путаю.

Date: 2016-10-16 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] d-lanin.livejournal.com
Положительный герой – это герой, который нравится автору. Средней читательнице он может нравиться или не нравиться, это факт биографии читательницы, а не истории литературы. Болконский как секс-символ существует в массовом сознании и легко может быть разжалован, но Болконский как положительный герой останется положительным героем, даже если все читательницы в мире станут его дружно ненавидеть. Можно хвалить или ругать Толстого, включать «Войну и мир» в школьную программу или исключать из неё, но нельзя сделать так, чтобы положительные герои стали отрицательными, и наоборот. Их положительность или отрицательность – данность, изменить которую невозможно.

Date: 2016-10-16 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
ну да, все правильно:)
но в принципе, когда изначально положительный герой массово перестает так восприниматься - это событие в рецепции произведения, т.е. историческая веха:)

Date: 2016-10-16 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] d-lanin.livejournal.com
Да, безусловно.

Date: 2016-10-16 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] current-book.livejournal.com
(совершенно не по теме болконских, извините)
оооо, фик! это очень радует

Date: 2016-10-16 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com
Мне, когда я читала в 15 лет, Безухов показался вполне приличным (хотя при этом совершенно непривлекательным). Я что-то упустила?

Date: 2016-10-18 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
Я читала примерно в таком же возрасте, и насколько я помню, впечатление было точно такое же:)
Ты спросила - я задумалась.
Но кажется нашла наконец, как это сформулировать.
Он просто слишком тесно слит с рассказчиком, который мизогинен:) Он, как я понимаю, во многом воплощает песпективу самого рассказчика, с которой, например, слова князя Василия о том, что молодому человеку абсолютно необходимо общество умных женщин - устаревшая смешная белиберда (ну да, екатерининская такая, до-викторианская:)

Date: 2016-10-18 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com
Вот да, возможно. Такая тихая мизогиния, не деятельная, а "пофиг, что болтает эта красивая птичка".

Date: 2016-10-18 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
Да, исключение женщин из круга тех, к кому можешь относиться серьезно.

Date: 2016-10-16 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
Толстой много встречался со старшим Муровьёвым-Апостолом - главным выжившим декабристом - распрашивал его, но нигде у него это не отражается. Если только в "Войне и мире" не показан путь декабриста. Но образ Волконского-декабриста разделён на 2 варианта развития событий. При этом Безухов - смесь правильного варианта с самим автором.

Недавно посмотрел американский вариант "Войны и мира". Там это всё хорошо разложено.

Date: 2016-10-18 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
Спасибо, интересно. Правда не очень поняла про два альтернативных пути декабриста.

Date: 2016-10-18 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
Конечно не поняли, потому что я и не говорил об альтернативных путях ведущих к декабризму. К декабристам вёл путь только Безухова (через масонство). Балконский отказался от "служения людям" и понял истину только на операционном столе, когда было уже поздно.

Кстати, Волконский под конец жизни очень увлёкся опрощением, что не мог не заметить Толстой.

Date: 2016-10-18 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
Ага, теперь поняла. Т.е. два возможных пути для хорошего человека (с которым идентифицируется автор), один из которых менее правильный, чем другой.

Date: 2016-10-18 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
Да, с точки зрения автора.

Profile

aconite26: (Default)
aconite26

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 2nd, 2025 06:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios