9-е мая

May. 9th, 2016 01:34 pm
aconite26: (Default)
[personal profile] aconite26
Мне глубоко несимпатичен проект "Бессмертный полк". Те, кто выжили, уже давно демобилизовались, а те кто погибли, демобилизовались еще раньше (Бог милостив). Так что этот отрывок из дедушкиного мемуара "Товарищ начальник" - исключительно в рамках его собственного мемориального проекта, которому он все-таки посвятил всю оставшуюся жизнь.

Это вступление к миниатюре про одного из его сослуживцев, рассуждение о том, как это - быть личностью в массовом обществе двадцатого века.


«ТОВАРИЩ  НАЧАЛЬНИК»

Очень часто людскую массу сравнивают с водяным потоком. Да, в современных масштабах, где все достигает астрономических цифр, «человеческая единица» - как капля воды в потоке. И в основном, эти капли не всегда знают, падет ли их труд в этом потоке благодатной каплей влаги, дающей урожай или энергию, или же они отдадут свою энергию потоку, который служит силам разрушения и горя. Если бы каждая капля могла бы действовать, заранее осознав, куда стихия ее влечет и какую цель управляющая сила себе наметила, то энергия каждой капли могла бы выпадать только благодатным дождем. А в жизни бывает так, что людской поток, направленный, казалось бы, на благородное дело, в результате дает негативные последствия. А бывает, что, оказавшись в негативном потоке, твоя энергия, твоя капля выпадает теплым летним дождиком, дающим прекрасный плод.
Лично я в роли капли бывал в разных потоках, хоть сознанием и стремлением хотел всегда служить добру. После войны я оказался осужденным на два года за проступок, который, если бы не то тяжелое время, больше, чем выговора или, может быть, штрафа, или условного наказания не заслуживал. И все же мне пришлось год без десяти дней работать в разрушенном Севастополе, который я защищал, неся службу рядовым матросом на линкоре «Севастополь». За этот год я успел поработать в послевоенной разрушенной Керчи, строил дорогу Керчь-Феодосия. Вот уже прошло более тридцати лет с того времени, когда я за проволокой под охраной лопатой грузил на машину щебень и мусор разрушенных войной домов. На этих местах построили новые дома, во много раз лучше, чем те, довоенные. Я асфальтировал площади и улицы Севастополя, Балаклавы, орудуя ломом, кувалдой, совковой лопатой в зоне, охраняемый вооруженным конвоем. Не отворачивался от товарищей, когда они меня видели за проволокой, от тех, с кем проходил службу в учебном отряде под началом знаменитого Горпищенко. Потом проходя с ними службу на боевом корабле, я после сдачи Севастополя ушел добровольно на сухопутный фронт. Они остались на сверхсрочную службу и дослужились до определенных офицерских званий. Мой друг по учебному отряду, потом по совместной службе на линкоре капитан третьего ранга Медведев видел меня за проволокой под конвоем. Он тогда от меня не отвернулся и сейчас поддерживает со мной дружеские связи. Когда я бываю в Севастополе, он без лести говорит:
- Те улицы, которые вы асфальтировали, стоят, как железные, как зеркало. Те, что после вас делали, приходится постоянно ремонтировать.
Я в этом потоке людей за проволокой в самое жаркое время крымского лета на солнцепеке, когда асфальт от жары таял, как масло, вручную бурил скалы на дороге в сторону Симферополя, потом гражданские рвали эти скалы аммоналом, мы кувалдами разбивали глыбы камня, вручную грузили на самосвалы, их увозили и вываливали в овраги. Потом асфальтировали расширенное полотно, и до сих пор стоит эта дорога. Никого из нас, строителей этих улиц, дорог и площадей, не награждали, не благодарили. Я встречаю товарищей, которые со мной работали на этих стройках. Они не желают об этом вспоминать, потому что, по их понятиям, были не в том потоке.
Я знаю людей, которые всю жизнь пробыли, как капля в дистиллированной воде, и как в пробирке, простояли в чистейшем шкафу. Они брезгуют контактами с каплями других потоков, чтобы не нарушить свою стерильность. Такой человек считает, что именно он имеет право судить обо всех, хотя за всю жизнь не сделал ни метра асфальтированной дороги, ни метра жилья, ничего прочего, нужного людям. Считает, что его труд превыше всего. Рассуждая с вами, он видит все с высоты своей стерильной пробирки. (Если бы его суждения принимались, как пищевой продукт или напиток, они бы вызвали, простите, понос или неукротимую рвоту).

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

aconite26: (Default)
aconite26

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 30th, 2025 06:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios